7 июня 2016 г. в Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова проведен методологический семинар на тему «Информационное противостояние в годы ВОВ». Работа семинара началась со вступительного слова заведующей Отделом историографии, источниковедения и современной методологии, д.и.н. Г.С. Жугенбаевой.
В ходе научного мероприятия, проведенного СНС Отдела истории Казахстана советского периода, к.и.н. С.А. Асановой, были освещены следующие вопросы:
1. Появление термина «информационное противостояние». Изменение и расширение данного понятия;
2. Особенности войн ХХ века;
3. Ортега – Гассет «Восстание масс»;
4. Массовость – тотальность;
5. Новые средства коммуникации.
В вводной части своего семинара С.А. Асанова кратко остановилась на понятии «информационная война», которое она охарактеризовала как средство воздействия на сознание общества или манипуляцию общественным сознанием. Термин «information war», впервые примененный в 1976 годузападным ученым-физиком Т. Рейнером в отношении войн, основными объектами поражения в которых являются информационные системы. Однако специалисты США вместо этого термина, однозначно толкуемого как «информационная война», выбрали иной – «information warfare», то есть информационная деятельность, что не меняет его сути.
В древности противоборствующие стороны «пытались использовать средства духовного воздействия, чтобы ослабить моральный дух и боевую мощь противника, а также поднять боевой дух своих войск». Это была исторически первая форма информационного противоборства, первый этап, – информационно-психологическое обеспечение боевых и повстанческих действий. Не случайно Аристотель еще в IV в. до н.э. выделил те составляющие психики человека, которые до настоящего времени являются основными объектами информационного воздействия – сознание, волю и чувства человека: «Есть три силы души, главные для поступка и для истины: чувство, ум, стремление».
Важнейшими субъектами информационного противоборства того времени являлись священнослужители как наиболее образованные лица, обладавшие значительным влиянием на все социальные слои населения.
Второй «бумажный» этап информационного противоборства начался с распространением грамотности, в условиях широкого охвата населения новыми носителями информации – письмами, книгами, газетами, журналами и др.
Третьему этапу информационного противоборства дало начало возникновение новых носителей информации – телеграфа, телефона, радио, кино, а позднее телевидения.
Современный, четвертый, этап развития информационного противоборства начался с появления персональных компьютеров и открытых телекоммуникационных сетей (ОТКС).
Д.Б. Фролов и Л.В. Воронцова выделяют четыре исторических этапа развития информационного противоборства, основанных на следующих технологиях:
– вербальной;
– бумажной;
– технической;
– телекоммуникационной.
В годы Первой мировой войны наиболее успешной была пропагандистская работа, а в Советском Союзе становление,роль и значение пропаганды очень хорошо понимали большевики в отличии от царского правительства. В августе 1940 года в военно-политическом аппарате РККА начали формироваться подразделения для ведения пропаганды среди войск и гражданского населения противника.
В конце методологического семинара состоялась дискуссия, в ходе которой докладчику был задан ряд вопросов.